« Предыдущий вопрос
Сравнение предметной деятельности обезьян и трудовой деятельности человека

Исследования, проведенные рядом советских зоопсихологов(Ладыгина - Котс, Фабри и др. ), показ

Загрузка
Скачать Получить на телефон
например +79131234567

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Что это

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по зоопсихологии и сравнительной психологии. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по зоопсихологии и сравнительной психологии — и никакой экзамен вам не страшен!

Сообщество

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Следующий вопрос »
Сравнение сообществ животных и общества людей

Начнем с социальных вопросов. В животном мире жизнь семьей и стаей с достаточно сложными иера

Сравнение орудий животных и орудий труда человека.



Прежде всего следует подчеркнуть, что орудием может быть любой предмет, применяемый животным для решения определенной задачи в конкретной ситуации. В отличие от этого орудие труда непременно должно специально изготавливаться для определенных трудовых операций и предполагает знание о будущем его применении.


Кроме того орудия труда изготовляются впрок, то есть еще до того, как возникнет возможность или необходимость их применения. С точки зрения "биологического смысла" такая деятельность вредна так как "впустую" затрачиваются время и энергия, и только предвидение возникновения таких ситуаций, в которых без орудий труда не обойтись, оправдывает эту деятельность. Это означает, что изготовление орудий труда предполагает предвидение возможных причинно-следственных отношений в будущем.


Современные человекообразные обезьяны, как показала Ладыгина-Котс, неспособны постичь такие отношения даже при подготовке орудия к непосредственному его применению в ходе решения задачи. Это связано с тем, что при орудийных действиях обезьян за орудием совершенно не закрепляется его "рабочее" значение. Для обезьян предмет, служивший орудием при решении задачи в конкретной ситуации, вне этой ситуации теряет всякое функциональное значение, и они относится к нему точно так же, как и к любому другому "бесполезному" предмету. Кроме этого, произведенная обезьяной с помощью орудия, операция не фиксируется за предметом, и обезьяна относится к нему безразлично, а потому и не хранит его постоянно в качестве орудия.


Человек же, напротив, не только хранит изготовленные им орудия труда, но и в самих орудиях хранятся осуществляемые человеком способы воздействия на объекты природы. Каждое орудие человека, даже индивидуально изготовленное, является материальным воплощением определенной общественно выработанной трудовой операции, закрепленной за этим орудием. Орудие труда имеет особый способ употребления, который был общественно выработан в процессе коллективного труда и закреплен за ним.


Подлинное изготовление орудий труда предполагает воздействие на предмет не непосредственно эффекторными органами (зубами, руками), а другим предметом, то есть другим орудием (например, камнем).

Обезьяны в процессе манипулирования биологически "нейтральными" предметами, как отмечает Фабри, хотя и воздействуют иногда одним предметом на другой, но при этом обращают внимание лишь на изменения объекта непосредственного воздействия, но не на изменения, происходящие с "обрабатываемым" ("вторым") объектом. В этом отношении обезьяны ничем не отличаются от других животных.

Предметные действия обезьян по своей сущности прямо противоположны орудийной трудовой деятельности человека, при которой наиболее важными являются изменения предмета труда (гомолога "второго объекта").


Следует отметить, что с начала эпохи позднего палеолита резко затормозилось биологическое развитие человека,  его физический тип  приобрел очень большую устойчивость своих видовых признаков при этом отмечен значительный прогресс в развитии материальной культуры и психической деятельности. В отличие от этого у древнейших и у древних людей наоборот отмечалась чрезвычайно интенсивная биологическая эволюция, которая выражалась в большой изменчивости морфологических признаков, а техника выделывания орудий труда развивалась чрезвычайно медленно. Согласно теории Рогинского в человеческой эволюции социально-исторические закономерности появлялись у древнейших людей вместе с зарождением трудовой деятельности, при этом на протяжении большого периода продолжали действовать унаследованные от животного предка биологические закономерности. Постепенное накопление новых социальных закономерностей стало определяющим в жизни и дальнейшем развитии людей. Видообразующая роль естественного отбора свелась на нет, а ведущую роль приобрели социальные закономерности. В результате этого в позднем  полеолите появился человек современного типа – неантроп, для которого биологические закономерности окончательно теряют свое ведущее значение и уступают свое место общественным.


Можно предположить, что первые трудовые действия выполнялись еще в старой "животной" форме, представленной, сочетанием "компенсаторного манипулирования" и обогащенной им же орудийной деятельностью, а впоследствии новое содержание предметной деятельности (труд) приобрело и новую форму в виде специфически-человеческих трудовых движений, не свойственных животным.


Исходя из выше изложенного можно сделать следующее заключение:

1)  с возникновением труда связано коренное изменение всего поведения;

2)  из общей деятельности, направленной на непосредственное удовлетворение потребности, выделяются специальные действия, не направляемые непосредственном биологическим мотивом и получающие свой смысл лишь при дальнейшем использовании их результатов;

3)  такие действия, занимают в деятельности человека все большее и большее место и, наконец, приобретают решающее значение для всего его поведения;

4)  в результате происходят важнейшие изменения в общей структуре поведения и осуществляется переход от естественной истории мира животных к общественной истории человечества.