« Предыдущий вопрос
Правовой статус сословий в удельно-вечевой Руси

Основывалось раннефеодальное государство на владении землей. ( отсюда можно говорить о возникновении

Загрузка
Скачать Получить на телефон
например +79131234567

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Что это

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по истории государства и права России. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по истории государства и права России — и никакой экзамен вам не страшен!

Сообщество

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Следующий вопрос »
«Русская Правда» как источник права удельно-вечевой Руси.

Источниками кодификации явились нормы обычного права и княжеская судебная практика. К числу норм обы

источники права в удельно-вечевой Руси.


Все источники права Древней Руси можно объединить в несколько групп.
Первая – правовой обычай. Он пронизывает все право Руси и определяет меру поведения субъектов правоотношения в той или иной обстановке.
Вторая – договора. Они делились на ряд групп, в том числе:
– международные (сохранились договоры Руси с Византией, заключенные князем Олегом в 907 и 911 гг., а также договор Игоря с Византией 945 г. и др.). В данных договорах, наряду с древнерусским правом, применялось греко-римское право Византии;
– междукняжеские договоры, примером которых является соглашение съезда князей в Любече (1097 г.);
– договоры князей с городами (вече), которых сохранилось несколько десятков. Древнейшее упоминание о таком договоре относится к 1218 г.
Третья – княжеские уставы. Сохранились уставы Владимира, Ярослава Мудрого и ряда других князей. Так, устав Ярослава Мудрого много внимания уделял проблемам нравственности. В частности, он предусмат ривал: «Аще муж от жены блядет, епископу в вину, а князь казнит». В переводе на современный язык это означало, что за супружескую измену предусматривалось двойное наказание: за блуд и за предательство супруга.
Одним из видов княжеских уставов была «Русская правда», которую мы рассмотрим отдельно.
Четвертая – римское (византийское) право, получившее широкое распространение после крещения Руси. В IX в. византийский патриарх Фокий обобщил все документы гражданско-церковного права в кодекс «Номоканон», который в 988 г. был принят на Руси князем Владимиром и стал известен как «Кормчая книга». Ею регулировались отношения сторон в области семейно-брачного, наследственного права, морали и нравственности.
Пятая – вечевые постановления. Особое значение среди них имеют Псковская и Новгородская судные грамоты, т. е. документы об организации суда и судопроизводства.
Шестая – ханские ярлыки, т. е. специальные документы, выдаваемые ханом Золотой Орды князьям и духовенству о льготах, праве замещения престола, праве вершить суд и др.
Седьмая – «Русская правда» как первая неофициальная кодификация всех источников древнерусского права.