« Предыдущий вопрос
Каковы основные категории этики?

В отличие от многих наук этика пользуется понятиями, которые явля­ются словами живого языка и

Загрузка
Скачать Получить на телефон
например +79131234567

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Что это

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по профессиональной этике юриста. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по профессиональной этике юриста — и никакой экзамен вам не страшен!

Сообщество

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Следующий вопрос »
Каковы основные проблемы теории морали?

Этика описывает мораль, объясняет мораль и учит морали. И здесь возникает много вопросов. Во-

Что понимается под моральной регуляцией?



Вся совокупность основных понятий, взаимосвязанных и взаимообу­словленных, образуют так называемую систему моральной регуляции.


В систему моральной регуляции обычно включают: нормы, высшие цен­ности, идеалы, принципы. Рассмотрим коротко каждый из элементов.


> Нормы — это повеления, предписания, определенные правила поведения, мышления и переживания, которые должны быть присущи человеку.


Моральные нормы — это социальные нормы, регулирующие пове­дение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе.


В отличие от простых обычаев и привычек, моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общественного порядка, а находят идейное обоснование в представлении человека о добре и зле, должном и осуждаемом, причем в конкретных жизненных ситуациях.


Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и си­лой общественного мнения, сознанием субъекта, сотрудника о достой­ном или недостойном, нравственном или безнравственном, что и оп­ределяет характер нравственных санкций.


Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещаю­щей форме (например, Моисеевы законы — десять заповедей в Ветхом завете: не убий, не укради и т. д.) так и в позитивной (будь честен, по­могай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду).


Моральные нормы указывают границы, за которыми поведение пе­рестает быть моральным и оказывается аморальным (когда человек или не знаком с нормами, или игнорирует известные нормы).


Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное испол­нение, но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, отрица­тельные оценки и осуждение поведения сотрудника. Например, если сотрудник солгал своему начальнику, то за этим бесчестным поступ­ком, в соответствии со степенью тяжести, на основании уставов по­следует соответствующая реакция (дисциплинарная) или наказа­ние, предусмотренное нормами общественных организаций.


Позитивные нормы поведения, как правило, требуют наказания: во- первых, активности со стороны субъекта нравственности — сотрудника ОВД; во-вторых, творческого толкования того, что значит быть благо­разумным, быть порядочным, быть милосердным. Диапазон понима-


ния этих призывов может быть очень широк и разнообразен. Поэтому моральные нормы — в первую очередь запреты, а лишь потом — пози­тивные призывы.


> Ценности, по существу, являются тем содержанием, которое утверждается в нормах.


Когда говорят «будь честен», имеют виду, что честность — ценность, очень важная и значимая дня людей, общества, социальных групп, в том числе и дня коллективов сотрудников ОВД.


Именно поэтому ценности — не просто образцы поведения и миро- отношения, а образцы, вычлененные как самостоятельные явления природы и общественных отношений.


В этом плане справедливость, свобода, равенство, любовь, смысл жизни, счастье — это ценности высшего порядка. Возможны и другие прикладные ценности — вежливость, точность, трудолюбие, исполни­тельность.


Между нормами и ценностями, которые тесно связаны между со­бой, есть существенные отличия.


Во-первых, выполнение норм одобряется, в то время как служение ценностям вызывает восхищение. Ценности заставляют человека не просто следовать эталону, а стремиться к высшему, они наделяют дей­ствительность смыслом.


Во-вторых, нормы составляют такую систему, где они могут вы­полняться сразу, иначе система окажется противоречивой, не работаю­щей. Ценности же выстраиваются в некую иерархию, и люди жертвуют одними ценностями ради других (например, благоразумием ради сво­боды или достоинством ради справедливости).


В-третьих, нормы довольно жестко задают границы поведения, поэтому о норме можно говорить, что она либо выполняется, либо нет.


Служение ценностям может быть более или менее ревностным, оно подвержено градации. Ценности не полностью переходят в норму. Они всегда больше ее, так как сохраняют момент желательности, а не только долга.


С этих позиций моральной ценностью может выступать обладание различными личностными качествами (храбростью, чуткостью, тер­пением, великодушием), причастность к определенным социальным группам и институтам (семье, клану, партии), признание таких ка­честв со стороны других людей и т. д.


При этом высшими ценностями являются те ценности, ради ко­торых люди жертвуют собой или в нелегких условиях вырабатывают такие качества высочайшей ценности, как патриотизм, мужество и бес­корыстие, благородство и самопожертвование, верность долгу, мастер­ство, профессионализм, личная ответственность за защиту жизни, здо­ровья, прав и свобод граждан, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств


> Идеал — это высшие ценности, обращенные к индивиду и вы­ступающие как высшие цели развития личности.


Моральный идеал — это важный ориентир, как стрелка компаса указывающий верное нравственное направление. В самых различных, порой даже в конфликтных ситуациях необходимы не абстрактные, отвлеченные представления, а конкретный пример поведения, образец для подражания, ориентир для действия. В самом обобщенном виде такой пример выражается в нравственном идеале, который представ­ляет собой конкретизацию исторических, социальных представлений


0 добре и зле, справедливости, долге, чести, смысле жизни и других ценных понятиях морали.


Мало того, в качестве идеала может выступать живая историческая личность или герой какого-либо художественного произведения, са­кральные полумифические фигуры, нравственные учителя человече­ства (Конфуций, Будда, Христос, Сократ, Платон).


В современных условиях у молодых людей существует острая по­требность в достойном и авторитетном идеале, который в значитель­ной мере определяет содержание нравственных ценностей той или иной личности. Поэтому можно заметить: каков у человека идеал, таков он и сам. Разве не достоин, например, чести, уважения и идеала героиче­ский поступок старшего лейтенанта А В. Соломатина в современных условиях. В декабре 1999 г. разведгруппа из 7 человек в Чечне обнару­жила засаду, 600 боевиков, группа приняла бой, Александр потерял в бою руку, но продолжал стрелять. А когда боевики решили взять его живым, он встал во весь рост и пошел на них, не выпуская из руки пу­лемета, а потом дотянулся до гранаты и взорвал себя вместе с банди­тами.


Маленькая разведгруппа спасла полк. Так поступают воины, по­стигшие сущность идеала в процессе формирования себя как высоко­нравственной личности. Об этом свидетельствует дневник А В. Соло­матина, в котором есть такие строки: «Я клянусь, я сделаю все, чтобы


русская нация воспряла и стала достойна своих героических поступ­ков. Все остается людям, прекрасные слова. Ничего нельзя взять с со­бой туда. Надо оставить след в жизни. Оглянись назад: что ты сделал для людей, Родины, земли? Будут ли помнить? Вот ради чего надо жить»1.


Идеал по своей природе есть не только возвышенное, но и недося­гаемое. Как только идеал приземляется, становится выполнимым, он сразу же теряет свои функции «маяка», ориентира. И в то же время он не должен быть совершенно недосягаемым.


Сегодня в обществе часто раздаются голоса о потере нравственного идеала. Но вытекает ли отсюда, будто наше государство, несмотря на сложность криминогенной ситуации, утратило нравственные ориен­тиры? Скорее речь может идти о нахождении способов, средств во­площения нравственных ценностей в новой социальной обстановке, что предполагает серьезное нравственное очищение российского об­щества снизу доверху. При этом следует всегда учитывать, что со вре­мен Платона предпринимались попытки создания схемы идеального общества (государства), конструирования различных утопий (и ан­тиутопий). Но социальные идеалы могут рассчитывать на истинное, а не временное воплощение, если они базируются на вечных ценно­стях (истины, добра, красоты, человечности), согласующихся с нравст­венными идеалами.


Принщшы. Моральные принципы — одна из сторон выражения нравственных требований.


> Принцип — это наиболее общее обоснование существующих норм и критерий выбора правил.


В принципах отчетливо выражаются универсальные формулы по­ведения. Если ценности, высшие идеалы — явления эмоционально­образные, если нормы вообще могут не осознаваться и действуют на уровне моральных привычек и бессознательных установок, то прин­ципы — феномен рационального сознания. Они четко осознаются и от­ливаются в точные словесные характеристики. К числу моральных прин­ципов относятся такие нравственные начала, как гуманизм — признание человека высшей ценностью; альтруизм — бескорыстное служение ближнему; милосердие — сострадательная и деятельная любовь, выра­жающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся; коллективизм — сознательное стремление содействовать общему благу;


Законом РФ «О милиции» определены также принципы ее дея­тельности: законность, гуманизм, справедливость, уважение прав че­ловека, гласность. Неукоснительное соблюдение этих принципов яв­ляется непременным условием успешной практической деятельности сотрудников правоохранительных органов.