« Предыдущий вопрос
Каков предмет этики?

Этика возникла более двух с половиной тысяч лет назад как важней­шая часть философии, когда в

Загрузка
Скачать Получить на телефон
например +79131234567

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Что это

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по профессиональной этике юриста. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по профессиональной этике юриста — и никакой экзамен вам не страшен!

Сообщество

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Следующий вопрос »
Какова сущность, функции и структура морали?

Мораль (от лат. moral's — нравственный, mores — нравы) является од­ним из способов нормативно

Как возникла этика и каково ее место в системе философского знания?



Первоначально попытки осмысления фундаментальных нравственных ценностей осуществлялись в лоне становящейся философии, т. е. эти­ка была слита с философией.


В литературе отмечается, что с определенными оговорками можно утверждать: к концу XVIII века завершился подготовительный (пред­варительный) этап в развитии этической мысли. Именно к этому вре­мени философы (и прежде всего Кант) осознали, что мораль не сво­дима ни к религии, ни к биологии, ни к психологии, ни к каким-нибудь другим явлениям культуры и имеет свои принципы, понятия, играет специфическую роль в жизни личности и общества.


Процесс формирования этики относится к середине I тысячелетия до н. э. и происходил практически одновременно в Древней Греции, в Индии и Китае.


Сам термин «этика» (от греч. ethos — обычай, нрав, привычка) ввел в научный оборот Аристотель (381-322 гг. до н. э.), написавший такие труды, как «Никомахова этика», «Большая этика» и т. д. Но не этого выдающегося древнегреческого мыслителя следует считать первым этиком. Еще до Аристотеля различными проблемами нравственности занимались учитель Платона — Сократ (469-399 гг. до н. э.), Про­тагор, Демокрит. Нравственная проблематика занимала определенное место в творческих исканиях многих мыслителей, живших в V и в по­следующих веках до нашей эры.


Естественно, среди первых вопросов, которыми задавались фило­софы, были не только мировоззренческие, но и вопросы нравственного характера (прежде всего вопрос о месте человека в мире и смысле его жизни).


Поэтому первые попытки философских построений одновременно содержат в себе зародыш этической рефлексии.


Однако причины столь позднего «созревания» этики (к XVIII ве­ку) обусловлены не только сложностью ее предмета, но и тем, что в реальной жизни мораль не существует изолированно, ее принципы пронизывают все виды деятельности человека. Поэтому многие науки так или иначе затрагивают различные проявления, стороны морали.


Для выявления же специфики этики, особенности ее предмета, це­лесообразно сопоставить ее с другими отраслями духовной деятель­ности (исходя из принципа, что все познается в сравнении).


Каково же соотношение этики с философским знанием? Традици­онно считается, что философия включает в себя онтологию (науку


о бытии), гносеологию (науку о познании), этику (науку о морали), эс­тетику (науку о прекрасном). В различных философских системах прошлого и настоящего превалируют в зависимости от различных обстоятельств (историко-культурных, субъективных и др.) различ­ные отрасли философии. Так, в целом ряде философских школ (Эпи­кур, Сократ, стоики и др.) акцент делался именно на нравственной философии, которая венчает собой житейскую мудрость. В этом отно­шении прав Н. А. Бердяев, который отмечает: «Этика есть завершаю­щая часть философии духа, в ней пожинаются плоды философского пути жизни».


Однако еще в глубокой древности Аристотель пытался развести этику и философию, поставить этику в зависимость от политики, при­дать этике практическую направленность — помогать реализовывать те задачи, которые ставит перед ней политика. И если это так, то тогда происходит ограничение нравственной философии, которая по своей сути существует для того, чтобы ответить на смысложизненные во­просы (основополагающие представления о мире и человеке, представ­ления онтологического плана). Мир нравственных ценностей не толь­ко существует, но и человек в состоянии познать многие его прояв­ления.


Иначе говоря, этика является наукой не только нормативной, пред­писывающей, как поступать в тех или иных случаях, но и учением ми­ровоззренческим, теоретическим, объясняющим природу морали, слож­ный и противоречивый мир нравственных отношений, высшие устрем­ления человека.


Теоретическая глубина этики позволяет ей давать человеку убеди­тельные рекомендации. Как писал В. JI. Соловьев, при всей важности метафизики' и гносеологии «прямое значение для жизни и деятельно­сти имеют не они, а нравственная философия, предмет которой — то, что дано в духовной природе, и руководственные практические исти­ны, которые из этих данных вытекают с логической необходимостью».


Особенно наглядна взаимосвязь метафизических и нравственных вопросов в религиозном учении. Например, христианские богословы категории добра и зла, долга, совести и др. раскрывают, исходя из ос­новных догматов (прежде всего из признания Бога творцом и промыс­лителем мира). В решении ряда вопросов этика взаимодействует не только с другими разделами философии, но и с психологией, богосло­вием и религиозной философией, историей, биологией, социологией, педагогикой.


При всем этом на долю этики (нравственной философии) выпадает две задачи:


1) выявить сущность морали;


2) координировать исследование морали различными науками.


В связи с этим возникает вопрос: «Является ли этика наукой?» Так, А. Швейцер писал: «Этика и эстетика не являются науками». С ним могут согласиться богословы и философы, среди которых ши­рокое распространение имеет мнение, что нравственные ценности не являются прерогативой науки, ибо вопросы о ценностях не решаются с помощью интеллекта (Б. Рассел).


Однако такое мнение слишком категорично. Разум, конечно же, играет немалую роль в осмыслении нравственности. Но в то же время необходимо признать, что в процессе проникновения в сущность мо­рали большую роль играют и чувства, и вера — вера в торжество доб­ра, справедливости, в существование самого мира, высших ценностей и др. Вместе с тем зачем разум, если им не руководствоваться в нрав­ственных и иных побуждениях? Вот почему мы считаем этику наукой специфической, заметно отличающейся от естественных, технических и даже некоторых социально-гуманитарных наук.


Таким образом нравственный мир человеческой личности про­никает не только в сферу разума, но и во все разделы психики, он слишком противоречив, динамичен, чтобы его можно было «сфото­графировать» при помощи какой-то математической формулы. В ос­мыслении нравственной жизни важную роль может играть и чувство, и вера, художественный или религиозный образ.