« Предыдущий вопрос
Как возникла этика и каково ее место в системе философского знания?

Первоначально попытки осмысления фундаментальных нравственных ценностей осуществлялись в лоне

Загрузка
Скачать Получить на телефон
например +79131234567

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Что это

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по профессиональной этике юриста. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по профессиональной этике юриста — и никакой экзамен вам не страшен!

Сообщество

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Следующий вопрос »
Каковы основные категории этики?

В отличие от многих наук этика пользуется понятиями, которые явля­ются словами живого языка и

Какова сущность, функции и структура морали?



Мораль (от лат. moral's — нравственный, mores — нравы) является од­ним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отно­шений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные существенные свойства.


> Мораль — это система принципов, норм, определяющих харак­тер между людьми в соответствии с принятыми в данном обще­стве понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном.


И. Кант отмечает: -<Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжи­тельнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и мо­ральный закон во мне». Действительно, эти вещи свидетельствуют об эфемерности (недолговечности, скоро приходящности) человеческого бытия, в том числе всех человеческих угрызений по сравнению с косми­ческими и моральными законами, и вместе с тем они свидетельствуют о способности человеческого разума постигать и восхищаться ими.


С этой точки зрения структура морали, нравственности много­ярусная и многоплановая. Охватить ее одновременно невозможно, не соблюдая биологический, психологический, социологический, норма­тивный, личностный, философский подходы.


Очень простой вариант структуры морали был намечен в древно­сти. Ведь нравственность — это, с одной стороны, понятие, убеждения, намерения, а с другой стороны — поступки, практические действия.


Соединение же слова и дела составляет суть нравственных отно­шений между людьми, поэтому в морали в неразрывном единстве на­ходятся сознание, деятельность и отношение.


Иначе в структуре нравственности выделяются:


нравственное сознание (общественное и индивидуальное);


нравственная практика;


нравственные отношения.


Нравственное сознание представляет собой субъективную сторону нравственности, отражающей нравственное бытие людей. Особен­ность этого сознания — в восприятии всех явлений с точки зрения ценности. Главная задача заключается не в объяснении явления, не в раскрытии его причин, а в его оценке. Ценностное отношение к дейст-


вительности — важная характеристика нравственного сознания. Осо­бое место в иерархии ценностей занимает идея о должном. Эта идея определяет конечную цель деятельности человека (или общества). Исходя из этого, нравственное сознание позитивно или негативно оценивает поступки людей (в категориях добра и зла). Это является важной характеристикой, предписывая модель действия. Нравствен­ное сознание реализуется в двух формах: общественной и индивиду­альной.


Общественное сознание является элементом социальной жизни. В нем аккумулирован и систематизирован нравственный опыт много­численных поколений, позволяющий отдельного человека воспиты­вать как полноценную личность.


В общественном нравственном сознаний выделяется два уровня: обыденный и теоретический.


Первый уровень представляет собой так называемую «житейскую мудрость» и «здравый смысл», повседневные суждения и оценки, не­посредственно связанные с жизнью людей. Его представления зачас­тую нечетки, неустойчивы и противоречивы, что связано с жизненными обстоятельствами.


Второй уровень — теоретический — характеризуется системностью, рациональностью. На этом уровне решаются «смысложизненные» во­просы бытия. В теоретическом нравственном сознании главную роль играет моральная философия, т. е. этика.


При этом нужно учитывать, что индивидуальное нравственное соз­нание рефлексивно, относится к внутреннему миру и состоит из не­скольких компонентов:


рационального, в котором выражаются мировоззрение личности, нравственные представления. Базовым элементом этого компонен­та являются идеалы, оценки, принципы, установки, представления о моральных качествах, о добре и зле;


эмоционального, выражающего совокупность нравственных пере­живаний человека (отзывчивость, сострадание, совесть, стыд, дос­тоинство, честь).


волевого, благодаря которому субъективный нравственный мотив реализуется в действии, на практике, иногда вопреки давлению объективных обстоятельств.


Нравственная практика является результатом объективации мо­рального сознания, а базовый элемент практики — поступок. Струк­тура нравственной практики может состоять из следующих состав­ляющих:


замысел (намерение или постановка цели);


мотивация, обоснование замысла;


выбор цели, средств;


принятие решений;


действия, реализующие нравственную установку и линию поведе­ния человека.


Нравственные отношения предполагают совокупность зависимо­стей и связей, возникающих в процессе нравственной практики. Осо­бенность нравственных отношений в том, что люди возлагают на себя определенные моральные обязательства, проявляющиеся в понимании своего долга, ответственности перед другими людьми и обществом в целом.


Нравственные отношения можно классифицировать:


по содержанию, определяя обязанности человека в той или иной сфере деятельности;


по характеру требовательности к себе и другим;


по характеру связи в зависимости от уровня и интеллекта обще­ния.


Таким образом, структура «нравственное сознание — нравственное действие — нравственное отношение» образует единое целое, а ее эле­менты взаимно регулируются.


Вместе с тем для выявления сущности морали важную роль играет понимание функций, которые она выполняет.


Оценочная функция морали заключается в понимании того, что такое добро и зло, справедливость, дож, совесть. В моральном сознании сущее сопоставляется с должным, поэтому моральные оценки носят универсальный характер и распространяются на все действия челове­ка. Более того, моральная оценка опирается на моральные убеждения индивида и авторитет общественного мнения.


Познавательная функция направлена на постижение величайшего многообразия культурного опыта, накопленного человечеством. В нем необходимо помнить, что познавательная функция морали осущест­вляется иначе. При этом в значительной степени гораздо большую роль играют чувства, вера, интуитивное восприятие многообразия меж- человеческих связей и отношений.


Риулягивная функция — одна из ведущих функций морали. В этой роли мораль корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей и общества. Однако регулирует поведение индивида не только мораль, но и право, религия, искусство, политическое сознание, т. е. все формы общественного сознания. Имен­но мораль регулирует все сферы деятельности человека, чего не ска­жешь о праве, эстетическом сознании, политике; во-вторых, мораль требует от человека соблюдения нравственного идеала, который сам по себе не каждым достигаем; в-третьих, регулятивная функция мо­рали осуществляется при опоре не на авторитет общественного мне­ния, а на совесть человека.


Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности. Мораль способствует уста­новлению смысла жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, осмыслению необходимо­сти уважения к правам личности, достоинству других.


Ценностно-ориенгирующая функции, исходя из нравственных пред­ставлений, нацеливает человека постоянно сравнивать реальное с иде­альным, сущее с должным. Это позволяет корректировать свое пове­дение, определять вектор своего духовного развития.


Выявляя эти функции морали, вместе с тем следует иметь в виду, что в целом все они тесно взаимосвязаны, обусловливая богатство и со­держательность духовной жизни человека.